НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ - Директор Института экономической политики, член НСОД Каирбек Арыстанбеков поделился мнением об инициативе Главы государства касательно введения прогрессивной шкалы подоходного налогообложения, передает корреспондент МИА «Казинформ».
«Инициатива Главы государства об изучении и возможном внедрении прогрессивной шкалы налогообложения в части ИПН поддерживается, в целом инициатива правильная, я считаю. Речь не идет о радикальном и быстром ее внедрении, Президент четко сказал, что ее нужно изучить с участием экспертов, потом рассмотреть на уровне Правительства, после чего принять окончательное решение. Как показывает мировая практика, есть два вида налогов – это прямые и косвенные налоги. Подоходный налог относится к прямому налогу», - сказал Каирбек Арыстанбеков в телефонном разговоре корреспонденту Казинформа.
По его словам, с точки зрения ускорения либо поддержания оптимального уровня экономического роста, в сравнении с косвенными налогами, наиболее приемлемым видом являются прямые налоги.
«В данном случае Глава государства предлагает внедрить прогрессивную шкалу налогообложения по тому виду налога, который не торпедирует ожидаемый и перспективный экономический рост. Вместе с тем, есть важное уточнение с макроэкономической точки зрения. Если анализировать структуру поступлений Единого пенсионного накопительного фонда, создается впечатление, что средняя зарплата по стране у нас примерно составляет от 60 до 80 тысяч тенге. В то же время по данным Министерства национальной экономики, средняя заработная плата по республике 204 тысячи тенге. Другими словами, мы видим, что подавляющее большинство экономических агентов, населения недостаточно выплачивает отчисления пенсионному фонду. Поэтому, прежде, чем реально внедрить это предложение, необходимо на уровне Правительства провести дополнительную проработку по обеспечению полноты пенсионных отчислений», - отметил экономист.
При этом, он внес еще одно важное уточнение – по официальной оценке, удельный вес теневой экономики составляет у нас примерно 22%.
«Но по нашей оценке, оценке независимых экспертов, удельный вес теневой экономики превышает 30%. Поэтому, нужно предварительно прогнозировать, что 30% населения могут выпадать из этой системы. Поэтому, работа, которая должна предшествовать новому виду налогообложения, это радикальное снижение удельного веса теневой экономики в стране», - подчеркнул К. Арыстанбеков.
«Есть еще один вид шкалы – пропорциональная, - продолжил член НСОД. - Если посмотреть по группе стран, по данным Всемирного банка и МВФ, в мире имеется статистическая налоговая база по 180 государствам мировой экономики. Мы видим, что именно в развитых странах, которые достигли высокого уровня экономического развития, практикуется прогрессивная шкала ИПН. То есть, то, что предлагает Президент Касым-Жомарт Токаев. Поэтому, это приветствуется. Что касается пропорционального вида отчислений налогов, данный вид налогообложения присущ менее развитым странам».
Национальный совет общественного доверия при Президенте РК становится важной диалоговой площадкой общества и государства. Совсем недавно в совете произведена ротация, готовится третье заседание. О своей работе в составе НСОД рассказал его член – директор Института экономической политики Каирбек Арыстанбеков.
– Насколько, на Ваш взгляд, деятельность Нацсовета системна, предметна и последовательна, есть ли там место популизму?
Гости поднимали вопросы влияния судебной системы на развитие экономики республики, в частности, рассмотрения земельных, корпоративных и финансовых споров.
Председатель Верховного Суда Жакип Асанов принял представителей Национального совета общественного доверия при Президенте (экономический блок) - Мухтара Тайжана, Ораза Джандосова, Азаматхана Амиртаева, Болата Палымбетова, Каирбека Арыстанбекова, Арманжана Байтасова и Багдата Мусина, сообщает Zakon.kz.
Во встрече также приняли участие председатели судебных коллегий Верховного Суда и руководство Департамента по обеспечению деятельности судов.
Гости ознакомились с предварительными результатами реализации программы "7 камней правосудия", законодательными инициативами Верховного Суда, а также деятельностью Комиссии по качеству правосудия.
Ж.Асанов, выступая, подчеркнул нацеленность высшего судебного органа на конструктивный диалог с представителями Нацсовета для повышения доверия к судам и обеспечения верховенства права. Спикером отмечены основополагающие принципы правосудия, отбора и оценки судейских кадров, укрепление независимости и беспристрастности судей.
Гости поднимали вопросы влияния судебной системы на развитие экономики республики, в частности, рассмотрения земельных, корпоративных и финансовых споров. На каждые их вопросы даны исчерпывающие ответы.
Стороны договорились о выработке решений по проблемным вопросам путем их обсуждения и внесения поправок в соответствующие Нормативные постановления Верховного Суда.
В соответствии с подпунктом 20) статьи 44 Конституции Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Положение о Национальном совете общественного доверия при Президенте Республики Казахстан;
2) Состав Национального совета общественного доверия при Президенте Республики Казахстан.
2. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
3. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.
Президент
Республики Казахстан К.Токаев
Нур-Султан, Акорда, 17 июля 2019 года
№ 63
|
УТВЕРЖДЕНО № 63 |
ПОЛОЖЕНИЕ
о Национальном совете общественного доверия
при Президенте Республики Казахстан
1. Общие положения
1. Национальный совет общественного доверия при Президенте Республики Казахстан (далее – Национальный совет) является консультативно-совещательным органом при Президенте Республики Казахстан.
2. Основной целью деятельности Национального совета является выработка предложений и рекомендаций по актуальным вопросам государственной политики на основе широкого обсуждения с представителями общественности, политических партий, гражданского общества.
3. Национальный совет руководствуется в своей деятельности Конституцией, законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим положением.
2. Основные задачи Национального совета
4. Основными задачами Национального совета являются:
проведение общественной экспертизы проектов концепций, государственных программ и нормативных правовых актов;
рассмотрение значимых стратегических проблем с учетом мнения общественности и гражданского общества;
обеспечение конструктивного диалога между представителями общественности, политических партий, неправительственного сектора и государственных органов;
осуществление иной деятельности в рамках своей компетенции, не противоречащей законодательству Республики Казахстан.
3. Состав Национального совета
5. Национальный совет состоит из председателя Национального совета, его заместителя, членов и секретаря.
6. Председателем Национального совета (далее – Председатель) является Президент Республики Казахстан.
7. Председатель:
осуществляет общее руководство деятельностью Национального совета;
определяет место и время проведения заседаний Национального совета;
дает поручения заместителю председателя, членам и секретарю Национального совета.
8. Состав Национального совета формируется из числа известных государственных и общественных деятелей, представителей политических партий, неправительственного сектора.
Руководитель Администрации Президента Республики Казахстан, Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан, Уполномоченный по правам ребенка в Республике Казахстан, Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана входят в состав Национального совета по должности.
По решению Председателя в Национальный совет могут быть включены представители общественных советов республиканского и местного уровней, а также иные лица.
9. Решениями Национального совета могут создаваться рабочие группы по отдельным сферам развития общества.
Рабочие группы формируются из состава Национального совета.
10. Члены Национального совета вправе:
вносить предложения по плану работы Национального совета, повестке дня его заседаний и порядку обсуждения вопросов;
участвовать в подготовке материалов к заседаниям Национального совета, проектов его решений;
принимать участие в обсуждении и разъяснении вопросов в обществе, рассматриваемых на заседании Национального совета.
Члены Национального совета не вправе делегировать свои полномочия другим лицам.
Члены Национального совета имеют подписанные Главой государства удостоверения члена Национального совета общественного доверия при Президенте Республики Казахстан.
11. Секретарь Национального совета:
обеспечивает разработку проекта плана работы Национального совета;
формирует проект повестки дня его заседаний;
организует подготовку материалов к заседаниям Национального совета, а также проектов протокольных решений;
оповещает членов Национального совета о месте, времени проведения и повестке дня очередного заседания Национального совета, своевременно обеспечивает их необходимыми материалами;
привлекает в установленном порядке для осуществления отдельных видов работ экспертов, ученых и специалистов;
проводит выездные консультативные совещания в регионах;
осуществляет иные полномочия по поручениям Председателя.
4. Организация деятельности Национального совета
12. Заседания Национального совета проводятся по мере необходимости, но не реже трех раз в год.
Заседания Национального совета подразделяются на общие пленарные и тематические.
Заседание Национального совета является правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа его членов.
13. Решения Национального совета принимаются на заседании путем голосования большинством голосов от общего числа его членов, присутствующих на заседании.
При равенстве голосов участников заседания голос Председателя является решающим.
Председатель по своему усмотрению вправе устанавливать по отдельным вопросам иной порядок принятия решений.
14. Решения Национального совета оформляются протоколом, который подписывает Председатель.
15. Государственные органы, а также общественные объединения, получившие рекомендации Национального совета, рассматривают их и уведомляют Национальный совет о принятых решениях в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
16. Обсуждаемые Национальным советом актуальные вопросы государственной политики и принятые на заседаниях Национального совета решения доводятся до сведения общественности через средства массовой информации, а также размещаются в сети Интернет.
17. На заседания Национального совета по решению Председателя могут приглашаться должностные лица, не являющиеся членами Национального совета, а также представители общественных организаций, средств массовой информации.
5. Обеспечение деятельности Национального совета
18. Рабочим органом Национального совета является соответствующее структурное подразделение Администрации Президента Республики Казахстан.
19. Рабочий орган Национального совета:
осуществляет информационно-аналитическое обеспечение деятельности Национального совета;
запрашивает и получает от государственных органов и организаций информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных задач;
осуществляет координацию деятельности рабочих групп;
осуществляет контроль за ходом выполнения принятых Национальным советом решений;
осуществляет иные полномочия, необходимые для обеспечения деятельности Национального совета.
________________________
|
УТВЕРЖДЕН Указом Президента № 63 |
СОСТАВ
Национального совета общественного доверия
при Президенте Республики Казахстан
Токаев Касым-Жомарт Кемелевич
|
- |
Президент Республики Казахстан, председатель |
Кушербаев Крымбек Елеуович
|
– |
Руководитель Администрации Президента Республики Казахстан, заместитель председателя |
Карин Ерлан Тынымбайулы
|
– |
советник Президента Республики Казахстан, секретарь |
члены Национального совета: |
||
Арыстанбеков Каирбек Тулендиевич
|
– |
|
Ахметбеков Жамбыл Аужанович
|
– |
депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан (по согласованию) |
Абдыгалиулы Берик
|
– |
руководитель научно-методического центра «Архив-2025» Национального архива Республики Казахстан (по согласованию) |
Абенов Мурат Абдуламитович
|
– |
общественный деятель, президент Национальной палаты образования и инноваций «Серпін» (по согласованию) |
Амиртаев Азаматхан Сайлауович
|
– |
президент Республиканского общественного объединения «Экологический альянс «Байтақ болашақ» (по согласованию) |
Ашимбаев Данияр Рахманович
|
– |
общественный деятель, политолог (по согласованию) |
Байтасов Арманжан Мерекеевич
|
– |
соучредитель Медиасоюза Казахстана (по согласованию) |
Бухарбай Бахытжан
|
– |
общественный деятель, участник акции «Мен ояндым» (по согласованию) |
Дорофеев Михаил Викторович
|
– |
журналист, главный редактор мультимедийного информационно-аналитического портала «Informburo.kz» (по согласованию) |
Еспаева Дания Мадиевна
|
– |
депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан (по согласованию) |
Жандосов Ораз Алиевич
|
– |
директор Центра экономического анализа «Ракурс» (по согласованию) |
Жолдыбайулы Кайрат
|
– |
общественный деятель, религиовед (по согласованию) |
Жумалы Расул
|
– |
общественный деятель, политолог (по согласованию) |
Илеуова Гульмира Токшалыковна
|
– |
социолог, руководитель Общественного фонда «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» (по согласованию) |
Иса Казыбек Жарылкасынулы
|
– |
общественный деятель, президент товарищества с ограниченной ответственностью «Қазақ үні» (по согласованию) |
Кенжеханулы Рауан
|
– |
исполнительный директор Общественного фонда «Национальное бюро переводов» (по согласованию) |
Калиев Талгат Бегимович
|
– |
директор научно-исследовательского центра «Молодежь» (по согласованию) |
Кожахметов Асылбек Базарбаевич
|
– |
президент Объединения юридических лиц «Гражданский альянс Казахстана» (по согласованию) |
Кожык Жанибек
|
– |
общественный деятель (по согласованию) |
Куат Даурен
|
– |
журналист, главный редактор газеты «Қазақ әдебиеті» (по согласованию) |
Куттыкадам Сейдахмет Рыскожаулы
|
– |
общественный деятель (по согласованию) |
Мусин Багдат Батырбекович
|
– |
предприниматель, IT-специалист (по согласованию) |
Мукибек Ауыт
|
– |
общественный деятель, консультант республиканской общественной приемной партии «Nur Otan» (по согласованию) |
Мырзахметов Аблай Исабекович
|
– |
председатель правления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (по согласованию) |
Нурбек Саясат
|
– |
политолог, руководитель образовательных проектов «BTS Digital» (по согласованию) |
Нуров Канат Ильич
|
– |
президент Алматинской высшей школы управления и научно-образовательного фонда «Аспандау» (по согласованию) |
Умарова Айман Муратовна
|
– |
адвокат, соучредитель Общественного фонда «Правозащитники» (по согласованию) |
Орынбек Айгуль
|
– |
правозащитный деятель (по согласованию) |
Ошакбаев Рахим Сакенович
|
– |
директор Центра прикладных исследований «Талап», член Политсовета партии «Nur Otan» (по согласованию) |
Рахимбеков Толеутай Сатаевич
|
– |
Председатель правления некоммерческого акционерного общества «Национальный аграрный научно-образовательный центр» (по согласованию) |
Садырбай Асхат Муратович
|
– |
лидер молодежного движения «Team Qazaqstan» (по согласованию) |
Саиров Ерлан Бияхметович
|
– |
заместитель председателя Федерации профсоюзов Республики Казахстан (по согласованию) |
Сарым Айдос Амироллаевич |
– |
общественный деятель, политолог (по согласованию) |
|
|
|
Споткай Максим Александрович
|
– |
член Ассамблеи народа Казахстана, лидер республиканского молодежного движения «Жаңғыру жолы» (по согласованию) |
Тайжан Мухтар Болатханулы
|
– |
общественный деятель, кандидат экономических наук (по согласованию) |
Турмагамбетова Жемис Утегеновна
|
– |
исполнительный директор Общественного фонда «Хартия за права человека» (по согласованию) |
Турсынов Ермек Каримжанович
|
– |
председатель Союза кинематографистов Казахстана, режиссер (по согласованию) |
Тлеухан Бекболат Канайулы
|
– |
депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан, общественный деятель (по согласованию) |
Чеботарев Андрей Евгеньевич
|
– |
директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» (по согласованию) |
Шибутов Марат Максумович
|
– |
председатель Попечительского совета Общественного фонда «Транспаренси Казахстан» (по согласованию) |
Шураев Арман Тулегенович
|
– |
председатель Попечительского совета Фонда развития «Қазақстан барысы» (по согласованию) |
Introduction
1. Law regulation theory of national and economic security
1.1. Economic security explanation
1.2. Constitutional and legal basis of economic security policy
1.3. Law instruments of economic security policy
2. Economic security policy and public administration.
2.1. Actors and bodies in economic security policy
2.2. Administrative and financial control
2.3. Improvements in public administration
3. Responsibility in Economic security law
3.1. Disciplinary and civil liability in Economic security law
3.2. Administrative and criminal liability in Economic security law
3.3. Legal technique and omissions in Economic security law
4. National security and national power
4.1. National security and assessing national power
4.2. Existing methods in measuring national powers of world countries
4.3. A new approach and modern method for measuring the national strength of developed, developing and poor countries of the world
Conclusions
Bibliography
Introduction
After 1991 Soviet Union collapse Kazakhstan and other Central Asia countries faced serious threats and challenges that have trampled almost all spheres of social life and economy. The population has been embroiled into severe economic decline, poverty, suffers and disappointments, losses and devastation. During formation of independent nations the think-tanks, scholars and experts turned for a concept of national and economic security.
The notion of economic security policy, which is an integral and vital part of the national security, becomes common on the second half of the 20th Century, and so far considered at intersection of jurisprudence, economy of risks and security theory.
Economic security itself is a set of measures to prevent damage of economic security objects during economic, entrepreneurial, foreign economic, financial, investment, intelligence, sabotage and other kind of activities threatening to economic security.
So long as the economy remains weak, it is difficult to withstand internal and external threats, and have a powerful army to afford the military security. The modern society concerns about unemployment, crime, capital leak, criminalization of the economy, corruption and other negative tendencies seriously.
The market economy means a severe struggle for sources among companies and also the states. Industrial and economic espionage (economic intelligence) becomes the most important tool in competition in order to obtain illegal and classified data in which the competing and opposing parties are interested in.
Any transformation of a social and economic system is always vulnerable because crisis that jeopardizes its very existence under certain circumstances. In some sense the matter of its security comes to the fore. It bells about administrative and legal economic security policy, the need for developing a concept of it. That is why the economic security is an integral part of the national security.
The notion of “national security” appears first in political vocabulary in 1904, when President Theodore Roosevelt has explained the accession of Panama Canal by national security concerns. The same year, the great British thinker Halford Mackinder formulated the Heartland Theory in his paper on "The Geographical Pivot of History". This is often considered as a founding moment of geopolitics as a field of study.
At the end of World War 2, Ferdinand Eberstadt was asked by Secretary of the Navy James V.Forrestal to analyze and make recommendations for improving coordination among US foreign policy, defense policy, and intelligence. The resulting report recommended the creation of the National Security Council, the Department of Defense, the CIA, and the Air Force; it also argued that these institutions should remain conceptually agile to meet any challenge or threat the the US might face. /International good faith: an introduction to the 10th anniversary issue; the review of Faith and international affairs, 2013, volume 11, page 1/
The follow-up years this question becomes pivotal in studies of American political scholars. At this time, the national security issues played a vital role in works of researchers of the strategic analysis school.
National security implies a close link between the security and the nation, that is, a certain territorial-state community based on the stable socio-political, economic, cultural and other relations. The nation includes a lot of ethnicities, ethnic communities. In this regard, the national security is an integral set composed of public relations and public consciousness, social institutions and their activities contributing or impeding purposes of national interests. The meaning of national interests consists of confronting and compensating any destructive influences inside or outside the society.
According to Japan Foreign Trade and Industry Ministry the economic security is a national economy’s capability to be protected, mostly by economic means against serious threats arising from international factors". The Japan document calls the four main priorities and factors in the 80-90s of the XX century threatening national industry:
1. Energy resources existence;
2. Mineral resources supply;
3. Food supply;
4. Maritime transport safety.

По предварительной официальной оценке, в январе-сентябре 2016 рост ВВП составил 0,4% к соответствующему периоду 2015. Но отражает ли действительность этот показатель?
При ВВП в 0,4% производство товаров увеличилось на 0,2%, услуг – на 0,4%. Об этом в ходе недавнего заседания правительства сообщил министр национальной экономики
По словам Куандыка Бишимбаева, основной вклад в рост экономики внесло увеличение выпуска в строительстве - рост составил 6,9%; в сельском хозяйстве - рост составил 4,9%; в транспортной сфере - рост на 4%, в обрабатывающей промышленности - рост на 0,6%.
Принципиально важно то, что именно эти сведения положены в основу отчета министра в ходе его встречи с главой государства, публичного выступления перед депутатами парламента и на заседании правительства.
Поскольку реальные показатели социально-экономического развития страны напрямую влияют на благосостояние населения, социальное самочувствие граждан, позволяют выработать параметры ответственной экономической политики, мы проверили реальность достигнутых результатов, сопоставляя их с зарубежным опытом.
Итоги анализа Института экономической политики отличающиеся от официальных данных экономических властей страны.
Отличия обнаружены в следующих направлениях и методах измерения ВВП.
Первое. Основным методом измерения ВВП является его оценка с помощью базовых отраслей экономики.
Краткосрочный экономический индикатор включает динамику развития 6 ключевых отраслей (январь-сентябрь 2016 к январю-сентябрю 2015):
- промышленность - 98%;
- сельское хозяйство - 104,9%;
- строительство - 106,9%;
- торговля - 97,3%;
- транспорт – 104%;
- связь - 96,9%.
Как видно из представленных сведений МНЭ РК, впечатляющий рост продемонстрировали 3 из 6отраслей: сельское хозяйство - 104,9%; строительство - 106,9%; транспорт – 104%.
Чтобы оценить реальный вклад указанных трех отраслей в ВВП, прежде всего, следует определить их удельный вес в национальной экономике.
Пользуясь методом производства ВВП, а также на базе СНС (системы национальных счетов), можно сделать вывод о том, что по итогам первого полугодия 2016 удельный вес сельского хозяйства в ВВП составил 2,4%; строительства – 5,1%; транспорта и складирования – 8,3%.
Получается, что суммарный удельный вес трех отраслей в экономике составил всего 15,8%.
Что касается оставшихся трех отраслей, по которым рост не наблюдался, их удельный вес в ВВП составил: промышленность - 27,6%; торговля - 15,8%; связь и информация - 1,8%.
Таким образом, объединенный удельный вес указанных отраслей в ВВП превышает 45,2%, то есть, больше в 2,8 раза.
Поэтому при оценке роста экономики важную роль играет удельный вес отраслей в ВВП, где произошло заметное снижение их производства.
В этой связи возникает вопрос: почему совокупный рост трех отраслей, удельный вес которых составляет 15,8% ВВП, стал больше, чем совокупное снижение других трех отраслей, удельный вес которых достигает 45,2% ВВП?
Учитывая, что в небольших секторах (к примеру, в образовании, здравоохранении, госуправлении и т.д.), одновременный рост не наблюдался, это дает основание усомниться в правительственной оценке о росте ВВП в размере 0,4%.
Второе. Другим критерием оценки корректности полученных данных является проверка ряда макроэкономических показателей на региональном уровне.
Согласно информации Комитета по статистике №37-5/372от 13 октября 2016, в январе-сентябре 2016 по сравнению с аналогичным периодом 2015 снижение объемов производства наблюдалось в Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Кызылординской, Мангистауской областях и г.Алматы.
Таблица 1.
Регионы и город |
Удельный вес ВРП отдельных регионов в ВВП 2015 год (в%) |
Актюбинская |
4,34 |
Атырауская |
10,31 |
Западно-Казахстанская |
4,18 |
Костанайская |
3,37 |
Кызылординская |
2,85 |
Мангистауская |
5,19 |
Алматы |
22,26 |
Итого |
52,5 |
Увеличение зафиксировано в 9 регионах республики. (см. первый рисунок). Также на базе данных Комитета по статистике, мы определили удельный вес ВРП регионов, которые по объему производства за отчетный период показали отрицательный результат. Как видно из таблицы 1, их суммарная доля в ВВП превышает 52,5%.
Доля 9 регионов, достигших положительный результат по объему производства, составил менее 50% ВВП, точнее - 47,5% ВВП.
Следовательно, по данному критерию также существует веская причина усомниться в правительственной оценке о росте ВВП на 0,4%.
Третье. Следующий уровень проверки достоверности значения экономического роста - международное сопоставление.
Институт экономической политики проанализировал ряд статистических данных ООН, ВБ и МВФ.
Поскольку по итогам 9 месяцев 2016 объем промышленности Казахстана упал на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2015, мы постараемся ответить на вопрос: каков уровень снижения (либо повышения) ВВП при аналогичных параметрах снижения объема промышленности за рубежом?
Таблица 2. Зависимость темпов падения ВВП от темпов снижения промышленности (1991 год)
№ |
Страна |
Темпы снижения промышленности, в % |
Темпы падения ВВП, в % |
1 |
Алжир |
1,1 |
1,2 |
2 |
Австрия |
0,8 |
0,4 |
3 |
Багамы |
2,8 |
4,2 |
4 |
Бразилия |
4,2 |
0,2 |
5 |
Камерун |
6,6 |
3,8 |
6 |
Каморы |
3,3 |
5,4 |
7 |
Доминиканская Республика |
2,3 |
1 |
8 |
Фиджи |
1,6 |
2,7 |
9 |
Гвинея |
0,9 |
2,8 |
10 |
Иордания |
1,1 |
3,4 |
11 |
Казахстан |
2,7 |
11 |
12 |
Мадагаскар |
0,4 |
6,3 |
13 |
Мавритания |
0,5 |
1 |
14 |
Новая Зеландия |
4,4 |
5,8 |
15 |
Филиппины |
2,7 |
3 |
16 |
РФ |
7,3 |
5 |
17 |
Южная Африка |
3,5 |
3 |
18 |
Швеция |
2,7 |
1,1 |
19 |
Замбия |
1,2 |
2,6 |
20 |
Англия |
4,5 |
2,3 |
Источник: World Development Indicators. 1991. WorldBank. Worldwide Governance Indicators.
Чтобы исключить возможные ошибки, мы составили две таблицы (показатели 1991 и 2014 годов). Как видно из представленных сведений, при снижении промышленности одновременно падает и ВВП. С другой стороны, рост промышленности сопровождается ростом ВВП.
Таблица 3. Зависимость темпов падения ВВП от темпов снижения промышленности (2014 год)
№ |
Страны |
Темпы снижения промышленности, в % |
Темпы падения ВВП, в % |
1 |
Аргентина |
3,5 |
2,6 |
2 |
Азербайджан |
1,7 |
0,7 |
3 |
Белиз |
0,1 |
0,8 |
4 |
Бразилия |
0,9 |
0,8 |
5 |
Кипр |
8,9 |
2,5 |
6 |
Каморы |
0,6 |
0,4 |
7 |
Финляндия |
2,1 |
1,1 |
8 |
Франция |
0,9 |
0,5 |
9 |
Гвинея |
3,5 |
2,3 |
10 |
Италия |
1,5 |
1,3 |
11 |
Кувейт |
1,3 |
1,6 |
12 |
Нидерланды |
1 |
0,6 |
13 |
Сербия |
6,4 |
1,8 |
14 |
Ю.Африка |
0,1 |
0,1 |
Источник: World Economic Outlook October 2015 IMF. Government Finance Statistics Yearbook, 2014.
Между тем, исключением могут быть страны, где доля услуг в ВВП достигает 70-80%. При таких соотношениях снижение темпов промышленности может быть нивелировано значительным ростом секторов услуг. Однако в Казахстане данный показатель составляет всего 58,5% ВВП.
Иными словами, международное сопоставление зависимости ВВП от промышленности также подтверждает наши выводы о том, что правительственная оценка о росте ВВП на 0,4% не соответствует действительности.

Четвертое. Одним из инструментов оценки реального роста ВВП выступает эконометрический анализ.
С помощью регрессионного анализа и на базе статистических данных 150 стран мировой экономики определена устойчивая зависимость темпов роста (либо снижения) ВВП от темпов роста (либо снижения) промышленности.
Так, снижение темпов промышленности служат основой для снижения темпов экономического роста.
Как видно из рисунка, при проведении эконометрического анализа коэффициент корреляции становится достаточно высоким, а результаты регрессионного уравнения статистически значимыми.
Таким образом, результаты регрессионного анализа также опровергают официальные данные экономических властей Казахстана, поскольку промышленность показала отрицательный результат.
Пятое. Важным направлением оценки достоверности значения экономического роста может стать измерение ВВП по расходам.
Чтобы его измерить, необходимо суммировать все виды расходов, направленных на создание конечного продукта или услуги:
ВВП=ПР (потребительские расходы) + ИР (инвестиционные расходы частного сектора) + РГ (расходы государства) + ЧЭ (чистый экспорт).
1. Личные потребительские расходы – включают расходы домашних хозяйств на предметы потребления длительного пользования, на товары текущего потребления, потребительские расходы на услуги.
2. Инвестиционные расходы бизнеса – все конечные покупки машин и оборудования, всё строительство, изменение запасов.
3. Государственные запасы товаров и услуг – включает все государственные расходы на конечную продукцию предприятий, на все закупки ресурсов.
4. Чистый экспорт – представляет собой величину, на которую зарубежные расходы на казахстанские товары и услуги превышают казахстанские затраты на иностранные товары и услуги.
Теперь обратим внимание на индикаторы раннего предупреждения касательно ПР, ИР, РГ и ЧЭ.
Величина потребительского расхода определяется, в первую очередь, за счет торговли. Как уже было отмечено, за отчетный период торговля в Казахстане также упала на 2,7%.
К примеру, объем оптовой торговли за январь-сентябрь 2016 составил 12 496,4 млрд тенге или 96,3% к уровню соответствующего периода 2015.
Показатель инвестиционных расходов частного сектора также снизился с 30% к ВВП в период 2001-2007 до 4-6% ВВП за 9 месяцев 2016. Об этом подтвердил министр национальной экономики страны.
Что касается чистого экспорта, то его величина определяется, прежде всего, показателем торгового баланса страны (мы исключили дефицит по балансу услуг).
Внешнеторговый оборот Казахстана в январе-августе 2016 составил $38 406,6 млн и по сравнению с январем-августом 2015 уменьшился на 27,9%. При этом экспорт упал до отметки $22 982,1 млн(на 28,6% меньше), импорт на $15 424,5 млн (на 27% меньше).
Для сведения: за первое полугодие 2016 профицит торгового баланса сократился на 39,4% до $4,6 млрд ($7,6 млрд в 1 полугодии 2015).
Это означает, что за отчетный период ухудшился, в том числе показатель чистого экспорта Казахстана.
Другими словами, при измерении ВВП по расходам, по крайней мере, по трем базовым компонентам из четырех, отчетливо видно отсутствие экономического роста в республике.
Фальсифицирован ли ВВП Казахстана?
Проверить качество расчетов ВВП можно несколькими путями: непосредственно пересчитать показатель по первичным данным; рассчитать его на основании данных других государственных органов; сопоставить темпы роста ВВП с динамикой других показателей.
К примеру, согласно подходам Евростата, качество данных обеспечивается качеством процесса их сбора и обработки.
Между тем, одним из центральных и в тоже время косвенных способов измерения реального ВВП является уровень потребления электроэнергией.
Существует взаимосвязь между потреблением электроэнергии и экономическим ростом.
В ряде исследований, проведенных в 74 странах мира, установлено, что для 23% стран справедлива гипотеза зависимости роста ВВП от энергопотребления, для 28% других стран - гипотеза зависимости роста энергопотребления от роста ВВП. Еще для 18% стран данные подтвердили справедливость гипотезы перекрестного влияния.
Таблица 4
Наименование |
|
Объем, млн. кВт*ч |
|
Отклонение 2016/2015 |
||
1 кв. |
2 кв. |
6 мес. 2016 |
6 мес. 2015 |
млн. кВт*ч |
% |
|
Производство электроэнергии в целом по Казахстану |
24590.6 |
21451.5 |
46042.1 |
45947.2 |
94.9 |
0.2% |
Потребление электроэнергии в целом по Казахстану |
24515.2 |
20701.5 |
45216.7 |
45757.3 |
-540.6 |
-1% |
В том числе по зонам: |
|
|
|
|
|
|
- Северная зона |
16429.3 |
13879.0 |
30308.3 |
30644.4 |
-336.1 |
-1% |
- Южная зона |
5075.9 |
4236.7 |
9312.6 |
9527.2 |
-214.6 |
-2% |
- Западная зона |
3010.0 |
2585.8 |
5595.8 |
5585.7 |
10.1 |
0% |
Сальдо Республики |
-75.4 |
-750.0 |
-825.4 |
-189.9 |
|
|
в т.ч. Казахстан - Россия |
-70.7 |
-616.9 |
-687.6 |
210.8 |
|
|
Казахстан – Центральная Азия |
-4.7 |
-133.1 |
-137.8 |
-400.7 |
|
|
Источник: Казахстанская компания по управлению электрическими сетями «КЕГОК», АО "Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности".
Баланс электроэнергии в разрезе трех основных энергетических зон и в целом по Казахстану за 6 месяцев 2016 в сравнении с аналогичным периодом 2015 приведен в таблице 4.
Так, за первое полугодие 2016 потребление электроэнергии в Казахстане составило 45 216,7 млн кВт*ч, что на 540,6 млн кВт*ч (или на 1%) меньше потребления электроэнергии на аналогичный период 2015.
В то же время, в первом полугодии 2016 темпы роста экономики Казахстана, наоборот, составили 0,1%.
С учетом вышеизложенного, а также сопоставляя имеющиеся данные потребления электроэнергии, можно сделать вывод о том, что степень ВВП по итогам 9 месяцев 2016 могла составить 1% ВВП.
Иными словами, в январе-сентябре 2016 реальный показатель ВВП составил 99,4% к соответствующему периоду 2015, то есть, в реальном выражении ВВП Казахстана за отчетный период снизился на 0,6%.
Выводы
Принимая во внимание вышеуказанное, можно сделать следующие промежуточные выводы и заключения.
Во-первых, на наш взгляд, заслушанные и одобренные на заседании правительства итоги социально-экономического развития страны за 9 месяцев 2016 не соответствуют действительности.
Во-вторых, мы считаем, ряд макроэкономических показателей страны не соответствуют действительности, а, значит, базовые параметры проводимой правительством экономической политики далеки от реальной ситуации.
В-третьих, доложенные главе государства и парламенту страны основные итоги социально-экономического развития страны за отчетный период следуют скорректировать и доработать.
В-четвертых, необходимо пересмотреть Систему государственного планирования, стратегические планы государственных органов и иные документы.
В-пятых, внести соответствующее изменение и дополнение в действующий Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на среднесрочную перспективу.
В-шестых, Комитет по статистике следует вывести из состава Министерства национальной экономики и предоставить Комитету определенную независимость.
В-седьмых, 25-летие независимости Казахстана надо встретить достойно и желательно – с реальными цифрами.

Простой, но эффективный рецепт ускорения экономического роста в Казахстане высказал сегодня в сенате парламента доктор экономических наук Каирбек Арыстанбеков. Выступая на круглом столе, посвященном вопросам госслужбы, он предложил сократить чиновничий аппарат, свести к минимуму участие бюджетных предприятий во всех секторах промышленности, сообщает LS.
Анализ международного опыта и казахстанской статистики показывает, что между размером государства и экономическим ростом есть устойчивая связь. Под размерами государства эксперт подразумевает не территорию страны и не численность населения, а удельный вес людей, занятых на государственной службе, плюс объемы продукции государственных и квазигосударственных предприятий по отношению к ВВП.
"По данным Минэкономики, у нас расходы госсектора составляют примерно 22% к валовому внутреннему продукту. Учитывая, что у нас есть еще и квазигосударственный сектор в лице "Самрук-Казыны" и другие внебюджетные фонды, по нашим оценкам, размеры государства сейчас в Казахстане достигают 30% к ВВП. При этом у нас еще 20-25% экономики находится в тени. Другими словами, падение темпов экономического роста, на наш взгляд, объясняется не только снижением цен на экспортные товары, но в том числе и увеличением размера государства", - подчеркнул Арыстанбеков.
Эксперт предложил поэтапно снижать размеры государства и сконцентрироваться на индустриально-инновационной программе. В противном случае он прогнозирует в долгосрочной перспективе ухудшение экономической ситуации. И в этом случае стране не смогут помочь даже крупные нефтяные проекты, уверен специалист.
"Вопреки распространенным представлениям экспортеры нефти по темпам экономического роста в тренде проигрывают странам, которые импортируют нефть. Поэтому то, что мы запускаем Кашаган, - это хорошо, но с точки зрения долгосрочной перспективы Казахстан может стратегически проиграть", - отметил доктор экономических наук.
Кроме того, он напомнил, что по итогам 2015 года дефицит платежного баланса в Казахстане составил $5 млрд. В то же время, по его словам, чтобы ВВП на душу населения достиг запланированных $25 тыс., профицит баланса должен превысить $10 млрд.

Директор Института экономической политики Казахстана о ситуации в экономике страны
Несмотря на начавшийся было рост цен на нефть и укрепление национальной валюты, в целом ситуация в казахстанской экономике остается тревожной. Макроэкономические показатели падают, желание Нацбанка обуздать инфляцию вызывает сомнение, а высокая процентная ставка мешает кредитованию экономики. На этом фоне международные агентства один за другим понижают рейтинги казахстанских банков и госкомпаний, а также страновой рейтинг. Некоторые эксперты заговорили о том, что казавшийся краткосрочным кризис перетекает в системный. Как быть в такой непростой ситуации, есть ли рецепт по выходу из кризиса у экономического блока правительства и чего стоит ждать в ближайшее время на финансовом поле? Об этом корреспондент центра деловой информации Kapital.kzпобеседовал с директором Института экономической политики Казахстана Каирбеком Арыстанбековым.
- Каирбек Тулендиевич, мы хотели бы узнать вашу оценку относительно реального состояния нашей экономики, в чем состоит особенность нынешнего кризиса?
- По информации Комитета по статистике, краткосрочный экономический индикатор в январе-апреле 2016 года к январю-апрелю 2015 года составил 99,1%. Известно, что данный индикатор учитывает изменение индексов выпуска по базовым отраслям экономики. В их числе сельское хозяйство, промышленность, строительство, торговля, транспорт и связь, составляющие 67-68% от ВВП.
При этом объем промышленного производства в январе-апреле 2016 года составил 5469,1 млрд тенге в действующих ценах, что на 1,4% меньше, чем в январе-апреле 2015 года.
Учитывая, что по итогам IV квартала 2015 года также наблюдалось падение промышленности в стране, то согласно международным стандартам это означает, что по линии промышленности Казахстан уже вошел в зону рецессии. При этом подобного рода рецессия в промышленности не происходила в течение длительного периода времени. Однако такое признание и реальная оценка со стороны министерства национальной экономики, правительства и социально-экономического блока Аадминистрации президента все еще не последовали.
- Если страна вошла в зону рецессии, есть ли первые признаки ухудшения ситуации в социальной сфере, или здесь все в порядке?
- Не секрет, что многие экономические показатели движутся одновременно: если падает производство, то с тем или иным лагом снижаются реальные доходы населения. На фоне рецессии в производственной сфере начали снижаться и социальные показатели - показатели реального потребления, показатели розничного товарооборота тоже идут вниз. Правда, они идут вниз гораздо быстрее, чем реальное производство. И этим отличается нынешний кризис от кризиса 2008-2009 годов, когда были предприняты властями усилия, для того чтобы минимизировать негативные последствия мирового кризиса. Так, важным индикатором является сектор торговли. По официальным данным, в рамках отрасли «Торговля» индекс физического объема в январе-апреле 2016 года составил 94,1% - снижение на 5,9%.
При этом объем розничной торговли за январь-апрель 2016 года составил 2095,9 млрд тенге, или 97,7% к уровню соответствующего периода 2015 года. То есть налицо падение на 2,3%. Что касается оптовой торговли, то ее объем за январь-апрель 2016 года составил 4618 млрд тенге, или 92,3% к уровню соответствующего периода 2015 года в сопоставимых ценах. Это означает, что наряду с промышленностью определенное снижение наблюдается в секторе услуг. Считаю, что при продолжении такого процесса часть населения могут переходить из зоны среднего класса в зону бедности, а другая часть - из зоны бедности в зону нищеты.
- Вы говорили о наличии рецессии в промышленности и ее влиянии на социальные показатели. В таком случае когда можно утверждать о наличии рецессии по всей экономике и стране?
- Мы можем утверждать о наличии рецессии по всей экономике и стране только при одном условии: если объем экономической деятельности по стране сократится и во втором квартале 2016 года, как это было в первом квартале. То есть падение ВВП Казахстана в течение 6 месяцев подряд.
- Вы часто говорите о концептуальном и структурном кризисе в стране и что они не нашли свое отражение в антикризисном плане правительства страны. Что вы имеете в виду?
- Результаты анализа показывают, что Казахстан одновременно столкнулся с тремя кризисами, чего пока не осознало правительство. Ими являются следующие виды кризиса.
1. Структурный кризис. В ходе реализации Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года и по итогам первой пятилетки ГПФИИР - 2010-2014 - в экономике образовалось несколько структурообразующих секторов: экспортно-сырьевой - 17% ВВП; внутренне ориентированный - 20,3% ВВП; инфраструктурный - 12,6% ВВП; торговля и ремонт - 16,1% ВВП; социальные услуги - 4,6% ВВП. Так, с точки зрения достижения сбалансированности занятости населения неэффективными секторами являются экспортно-сырьевой и внутренне ориентированный. Для обеспечения сбалансированности доходной части госбюджета есть серьезные проблемы в торговле и секторе социальных услуг.
Сохраняется ряд диспропорций в расходной части госбюджета, включая дисбаланс между традиционной, социальной и современной функциями государства. Из-за углубления этих дисбалансов, а также при значительном росте непроцентных расходов бюджета ряд источников достижения экономического роста заблокированы, а другие исчерпали свои возможности.
Однако это не исчерпывающий перечень. Существуют и другие, не менее важные проблемы в этой сфере. В их числе незаконный отток капитала; бизнес, основанный на госбюджете и бюджете квазигосударственного сектора; рост теневой экономики и незаконного обналичивания денежных средств; ухудшение национального контроля за деятельностью отдельных ФПГ, ТНК и т. д.
2. Концептуальный кризис. Он проявляется по следующим направлениям.
Во-первых, это группа проблем, возникающих в результате коллизий и противоречий между законодательными актами, указами, постановлениями, госпрограммами и концепциями.
Во-вторых, это ряд препятствий, связанных с несоответствием реализуемых мер мировым трендам достижения ускоренного развития.
В-третьих, это разброс инструментов экономической политики среди разных групп-администраторов. К примеру, таможенно-тарифные инструменты ГПФИИР находятся в распоряжении комиссии ЕАЭС, то есть в Москве.
В-четвертых, состояние межбюджетных отношений начинает входить в противоречие с целями и задачами отдельных реформ, касающихся регионов. Например, доля бюджетов всех 16 регионов страны составляет всего - 23,5%, в то время как доля республиканского бюджета - 76,5%.
Кроме того, правительство в рамках первой пятилетки ГПФИИР - 2010-2014 - объявило о приоритетности экспорта несырьевых товаров, но продолжало возвращать НДС из республиканского бюджета экспортерам сырья. Обнаруживается явное противоречие между нормами Концепции правовой политики и налогового законодательства страны.
Если обобщить, то мы видим, что с юридической точки зрения между Налоговым кодексом, Концепцией правовой политики, Госпрограммой ФИИР, бюджетной политикой правительства заложено эксплицитное «противоречие», и это я считаю концептуальным кризисом.
- С чем связан третий вид кризиса?
- По сути, третий кризис связан с ухудшением качества экономической политики правительства. Известно, что основной целью экономической политики правительства является поддержание необходимого уровня экономического роста, но в Казахстане он отсутствует.
Среди других целей - обеспечение занятости населения, но мы видим высокий уровень преступности с участием отечественных безработных. Кроме того, качество денежно-кредитной политики ухудшается из-за неработающих кредитов и ограничения денежного предложения; валютной политики - из-за резких колебаний курса тенге; налогово-бюджетной политики - из-за дисбаланса основных функций, размера государства, распространения теневой экономики и вывоза капиталов.
Во внешнеэкономической сфере следует упомянуть кризис экспортно-сырьевого роста экономики и дефицит по текущему счету, в индустриально-инновационной политике - преждевременность либо длительность использования инструментов, принадлежащих разным стадиям развития, в социальной политике - несоответствие базовых стандартов к уровню экономического развития.
Например, за счет программы «Дорожная карта занятости 2020» в 2015 году трудоустроено около 156 тыс. человек. В то же время в январе-октябре 2015 года правоохранительные органы выявили свыше 86,6 тыс. человек, совершивших преступления, из них 81% - безработные. Это та цена, которую страна вынуждена платить, скажем так, за неэффективную экономическую политику. Таким образом, ухудшение социально-экономической ситуации в стране связано не только с внешними, но и с внутренними факторами. Увы, такое признание также не последовало со стороны министерства национальной экономики, правительства.
- Что об этих проблемах говорится в антикризисном плане правительства?
- Вопреки распространенным представлениям, указанные виды кризиса не нашли свое отражение в нем. Более того, план не предусматривает проработку мер по определению современной модели развития экономики. Создается ощущение, что правительство боится предпринимать решительные, нестандартные меры, направленные на выход страны из трех кризисов. Поэтому, как мне представляется, поручения главы государства, данные в ежегодном Послании народу Казахстана, реализуются правительством на фоне сохранения трех кризисов. Если перефразировать слова лауреата Нобелевской премии М. Фридмана, то наше правительство не решает наши проблемы, оно само по себе большая проблема.
- На фоне всего этого насколько реально достижение экономического роста в стране?
- Добиться в рамках нынешней экономической модели и сохранения трех кризисов достижения необходимых темпов роста - более 2% - практически невозможно. В этой связи правительству необходимо не только признать эти кризисы, не только их нейтрализовать, но и искать новые источники роста. Ведь у нас ряд отраслей оказались в зоне риска. На мой взгляд, сами по себе эти кризисы по отдельности несмертельны, однако очень плохо то, что они все сошлись в одной точке, в одной оси.

Директор Института экономической политики Каирбек Арыстанбеков тщательно изучил антикризисный план правительства и Нацбанка Казахстана на 2016-2018. В интервью Forbes.kz эксперт рассказал о недостатках этого документа.
Новой модели экономики не будет?
F: Каирбек Тулендиевич, в 2016-2018 спасителем отечественной экономики должен стать антикризисный план правительства и Нацбанка по обеспечению экономической и социальной стабильности. Как вы оцениваете качество этого документа?
- Да, министр национальной экономики Ерболат Досаев даже заявил, что антикризисный план позволит реализовать поручения главы государства, озвученные в послании народу Казахстана 30 ноября 2015, и создаст прочную основу для устойчивого роста.
Безусловно, этот план разработан своевременно. В нём достаточное количество мер по отраслям, регионам, министерствам, ключевым направлениям экономической политики. За большим количеством мер и мероприятий стоят расчеты и анализ, проведенные Министерством национальной экономики совместно с Нацбанком, а также тщательно проверенные социально-экономическим блоком правительства и администрации президента.
F: План безупречен?
- Боюсь, нет. На мой взгляд, есть серьезное упущение – в нем не определена новая модель дальнейшего развития нашей экономики. Действующая экспортно-сырьевая модель исчерпала свои возможности в 2014-2015: она дала сбой при падении цен на основные экспортные товары страны.
К сожалению, в четвертом направлении антикризисного плана («Основы новой инвестиционной политики») вновь предусмотрены меры, относящиеся к экспортно-сырьевой политике развития. Это означает, что экономический блок правительства все еще не определился с новой моделью развития, которая должна отвечать на внешние и внутренние экономические вызовы страны.
Отмечу, что при нынешней модели развития в 2002-2014 снизилась доля оплаты труда в ВВП до 31%. Для сравнения, в 1991-2001 она составляла 38-41%. При этом чистая прибыль (смешанный доход) бизнеса увеличилась за тот же период с 41,5% до 48-49% в ВВП. Продолжение такой тенденции может со временем привести к новым социальным вызовам в виде увеличения преступности и конфликтов в регионах. Например, только за 10 месяцев 2015 в стране совершено свыше 342,5 тыс. преступлений, что на 19,2% больше, чем за аналогичный период 2014.
О концептуальном и структурном кризисе
F: Помимо модели развития, есть еще слабые места в документе?
- Да. Например, в документе нет планов по решению концептуального и структурного кризисов экономики.
Поскольку Казахстану предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития (цели и задачи стратегии «Казахстан-2050»), следует в срочном порядке локализовать и нейтрализовать существующие риски и вызовы, возникающие под одновременным воздействием двух видов кризиса – концептуального и структурного.
Если мы решим эти проблемы, страну будет ожидать ускорение экономического развития, если нет, то нас ждет экономическое падение либо стагнация.
F: В чем суть структурного кризиса страны?
- При реализации Стратегического плана развития Казахстана до 2020 и по итогам первой пятилетки ГП ФИИР (2010-2014) в экономике образовалось несколько структурообразующих секторов:
- экспортно-сырьевой, составляющий свыше 17% ВВП;
- ориентированный на внутренний рынок, составляющий 20,3% ВВП;
- инфраструктурный, составляющий 12,6% ВВП;
- торговля и ремонт, составляющие 16,1% ВВП;
- социальные услуги, составляющие 4,6% ВВП.
Так вот, с точки зрения достижения сбалансированности занятости населения неэффективными секторами являются экспортно-сырьевой и ориентированный на внутренний рынок.
С позиции обеспечения сбалансированности денежных потоков доходной части госбюджета есть серьезные проблемы в торговле и секторе социальных услуг. К примеру, торговля продолжает занимать двойственное положение по отношению как к конечному потребителю, так и к производителю товаров. Ежегодно растет нагрузка на товаропроизводящие секторы страны. И это объясняется тем, что в Казахстане наблюдается концентрация капитала в торговле за счет импорта, который затем "растворяется" - частично направляется на выплату теневой заработной платы, частично вывозится за рубеж. В сфере торговли в тени находится 5% ВВП.
Аналогичная проблема сохраняется по линии расходной части госбюджета, включая дисбаланс между традиционной, социальной и современной функциями государства.
Из-за существования и углубления этих дисбалансов, а также при значительном росте непроцентных расходов бюджета ряд источников достижения экономического роста заблокирован, а другие исчерпали свои возможности.
Другими словами, это и есть компоненты структурного кризиса страны.
Однако это не исчерпывающий перечень. Существуют и другие, не менее важные проблемы в этой сфере.
В их числе - несоответствие «размера государства» целям и задачам стратегии «Казахстан-2050»; незаконный отток капитала; бизнес, основанный на госбюджете и бюджете квазигосударственного сектора; рост теневой экономики и незаконного обналичивания денежных средств; двухсекторная модель ценообразования; ухудшение национального контроля за деятельностью отдельных ФПГ, ТНК и т.д.
Как мне представляется, поручения главы государства, данные в ежегодном послании народу Казахстана, реализуются на фоне сохранения структурного и концептуального кризисов в стране при одновременном снижении качества экономической политики.
Цена неэффективной экономической политики
F: По каким признакам ощущается снижение качества экономической политики?
- Главной целью экономической политики всех государств и правительств мира является обеспечение высоких темпов экономического роста, но в Казахстане они отсутствуют. Среди других целей - обеспечение занятости населения, но мы видим высокий уровень преступности с участием отечественных безработных и т.д.
Качество денежно-кредитной политики ухудшается из-за неработающих кредитов и ограничения денежного предложения; валютной политики – из-за резких колебаний курса тенге; налогово-бюджетной политики – из-за дисбаланса основных функций, размера государства, распространения теневой экономики и вывоза капиталов.
Во внешнеэкономической сфере следует упомянуть кризис экспортно-сырьевого роста экономики и дефицит по текущему счету, в индустриально-инновационной политике - преждевременность либо длительность использования инструментов, принадлежащих разным стадиям развития, в социальной политике - несоответствие базовых стандартов к уровню экономического развития.
Например, за счет программы «Дорожная карта занятости 2020» в 2015 трудоустроено около 156 тыс. человек. В тоже время в январе-октябре 2015 правоохранительные органы выявили свыше 86,6 тыс. человек, совершивших преступления, из них 81% - безработные. Это та цена, которую страна вынуждена платить, скажем так, за неэффективную экономическую политику, проводившуюся в последние годы.
Кто ответит за срыв программ?
F: Вы также упомянули о существовании концептуального кризиса.
- Он проявляется по следующим направлениям.
Во-первых, это группа проблем, возникающих в результате коллизий и противоречий между законодательными актами, указами, постановлениями, госпрограммами и концепциями.
Во-вторых, это ряд препятствий, связанных с несоответствием реализуемых мер мировым трендам достижения ускоренного развития.
В-третьих, это разброс инструментов экономической политики среди разных групп-администраторов. К примеру, таможенно-тарифные инструменты ГП ФИИР находятся в распоряжении комиссии ЕАЭС, то есть в Москве.
В-четвертых, состояние межбюджетных отношений начинает входить в противоречие с целями и задачами отдельных реформ, касающихся регионов. Например, доля бюджетов всех 16 регионов страны составляет всего 23,5%, в то время как доля республиканского бюджета – 76,5%.
При таких условиях в стране растет особенное предпринимательство - бизнес, основанный на бюджете страны и бюджете квазигосударственного сектора.
Кроме того, правительство в рамках первой пятилетки ГП ФИИР (2010-2014) объявило о приоритетности экспорта несырьевых товаров, но, продолжало возвращать НДС из республиканского бюджета экспортёрам сырья. Обнаруживается явное противоречие между нормами Концепции правовой политики и налогового законодательства страны.
Напомню, концептуальные подходы в модернизации отечественной правовой системы и основные направления ее развития до 2020 определены в Концепции правовой политики на период с 2010 до 2020.
Так, в пункте 2.3 этого документа отмечается: «Налоговое законодательство должно быть напрямую связано с индустриально-инновационной стратегией страны: оно должно помочь развитию несырьевых секторов и внедрить в стране новые технологии».
Таким образом, Концепция правовой политики не приветствует возврат НДС экспортёрам сырьевых товаров, в то время как Налоговый кодекс, наоборот, поощряет это.
Иными словами, между Налоговым кодексом, Концепцией правовой политики, госпрограммой ИИР, бюджетной политикой правительства заложено эксплицитное «противоречие», и это я считаю концептуальным кризисом экономической политики правительства.
F: Каирбек Тулендиевич, вы раскрыли суть двух видов кризиса, о которых на уровне правительства не говорили. Об этом не сказано и в антикризисном плане?
- Отсюда напрашивается однозначный вывод: антикризисный план правительства нуждается в доработке и коррекции.
Среди других концептуальных проблем плана отмечу отсутствие связи с ним и действующим Стратегическим планом развития Казахстана до 2020. Ведь Стратпланом-2020 предусмотрено решение стратегических задач социально-экономической политики государства промежуточного характера, по итогам 2015.
По сути, это тоже признак концептуального кризиса в программных действиях правительства.
Если указанной связи не будет, то юридическое основание для оценки эффективности работы самого правительства будет размыто.
Например, если страна не достигла каких-либо стратегических задач и целей, предусмотренных Стратпланом-2020, кто будет нести ответственность за это? Какой госорган будет реагировать на это? Какое решение будет принято по линии системы госпланирования?
Если соответствующей реакции не будет, то произойдет утрата легитимности указа главы государства «О системе государственного планирования» и сопутствующих ему нормативных актов.
The Kursiv.kz continues to ask policymakers, economymakers, scholars and social fellows on annual outcomes. Kairbek Arystanbekov, Director of the Economic Policy Institute, suggests how economically successful the outcoming year was and he predicts about crude oil prices in 2015. Meanwhile, he warned that despite his critical point, we should recollect that the volume of economy has almost seventeenfold grown from 1997 till 2013, and GDP per capita sevenfold grew from $ 1500 in 1998 to $ 12000 in 2012. In other words, Kazakhstan reached in its history first the world's average level by its economic development.
However, a serious derelictions, disruptions and collisions revealed amid first Five-Year Plan ends and second cycle of the SPAIID begins amid some external factors. That might lead to "conceptual" and a new economic crisis.
- Kairbek Tulendi-uli, could you give your opinion about socio-economic situation in the country, some taugh problems and occurences happened in 2014?
Due to middle results of our socio-economic analysis next negative occurences can by presented. First, discrepancy of vital social standards to economic development's level. A legitimated cost of living is 19.966 tenge, lesser pension 20.782 tenge. The Government determins this living wage by calculating consumer basket. The consumer basket of Kazakhstan consists 43 items, while this figure is much more in countries with low GDP per capita GDP: Georgia - 288, Ukraine – 296, Russia - 156.
Our situation amid prices lift off is more complicated because of two factors: "Dutch disease" and prices instability in Russia. The first one comes out official macroeconomic policy, second one have been breeded by import prices of russian goods under the Customs Union. Second, social devastation of population.
Kazakhstan is continiously suffering by a stable poverty, areas, districts, only industrial towns, rural facilities, as well as zone of "self-made" population including. It's even not lowest wages and odd jobs, it's what absence of prospects and upward mobility. This mobility never appear despite the existing resources and any state compensators for small business, namingly "Employment 2020", "Agribusiness 2020" and others.
We talk about marginalized community, drugs, alcoholism, homeless, deviant behavior of young people, various sorts of offenses, prostitution, abortion, market sales of newborns, suicide among adolescents and other social illness. About 6% or 1,1 million people's living at risk zone. In other words a closed rotting sphere emerged bringing these social miasma. Some people who do not want to put up with this lot, go to religious extremism or criminal sector.
Third, crime level unemployees involving. Crime rate among unemployees in Kazakhstan has continiously been growing. Thus, according to the Attorney General, 102,565 offenders happened in 2013, this figure 4.5% more than in previous year (98,176). Among them 79,855 people (77 831) are unemployees. Either way, at the end 2013, 77.8% of crimes happened because of jobless. That means a failure of modern functions of the State, a big shortcoming to evaluate effectiveness of government agencies.
Finally, arised because of resources unavailability social criminalization lead to strengthening of law enforcement activities. Fourth, formation of a "police force"based State. Regardless of measures to reform law enforcement service, Kazakhstan remains at the top ten countries worldwide by number of police officers (100 thousand), also we at the 31th place by amount of convicted persons (100 thousand).
I believe, any measures for entering the country into the 30 top economically developed countries suppose reforming law enforcement and measures to avoid "police force" model. Speaking of quality of law enforcement and fiscal authorities, they can't still manage corporations committed tax, financial, transfer and other offenses.
Fifth, some financial, industrial and multinational companies don't abide the national law and fiscal control. Transnationalization in raw materials and energy sectors sphere could lead to the monopoly and ineffectiveness in using and redistribution of key resources. Failure of government control confirmed by capital drain, above all, to the offshores.
In 2014 January-June period the illegal export of capital reached $ 6.9 billion, or 1.2 trln.tenge. So, instead of keeping 1.2 trln.tenge insidecountry, we decided to unleash National Fund in the amount of 1 trln.tenge in early 2014.
Sixth, above mentioned negative occurances led to imbalance of primary functions of the State. Cash flow budget's accumulating in 3: traditional (defense, security, public order, public administration and others); social (education, health, culture, etc.); modern (external debt service, employment policy, industrialization, etc.).
What we are talking about, a growing disparity between them started to, on the one hand, limit prospective opportunity for economic growth, and, on the other hand, to block the existing opportunities. For instance, look at the "Employment 2020" effectiveness. To keep crime level at low, jobless including, outside law enforcement, known as ordinary mission, any Government is entirely liable to make appropriate and effective employment policy as a preventive means to escape or reduce jobless and relevant crimes. Government and regional powers spend from budget $133.9 billion tenge in 2012 and 2013 under the "Employment 2020" state program and $104.9 billion in 2013 under the roadmap "Employment 2020". Unfortunately, that never means or allow to reduce crimes among jobless people.
Some governmental functions are outside budget sphere. There is a great deal of permanent problems, shadow economy growth and failure in trade regulations including. Besides, budget code, state planning system, and strategic plans of government agencies have not yet provide a balance between these functions. There is a hope that these problems will officially have political and ideological identification in the nearest future. Their importance is related, above all, to implement the Strategy "Kazakhstan-2050" and the November "infrastructural" presidential message, as well as to the upcoming competition within the EAEC and the WTO.
People concern about oil prices instability. Government's bracing to understand what's happening to make a plan of action, President said. Could you tell about lowest prices, process lasting and do you admit below $ 20 a barrel?
- I do believe that the US conspiciously determins world oil price policy. Democrats party's keeping control over the Wall Street while republicans dominated in military ang industrial sphere and intelligence agencies. Barack Obama changed top managers of В«JP MorganВ» and "Goldman Sachs" banks in 2012, implicitly confirming such a backstage existed. Both of them handle almost 73% of the volume of worlwide trading oil futures.
The particularity of the last 10 years is the growing share of "paper oil" - oil derivatives. They are traded on the stock exchanges for supply of oil and gas. In other words, speculation in this market is growing. Some of the US big companies at three levels completely dominate upon these transactions, oil prices including: first, Goldman Sachs and Morgan Stanley, energy sale leaders in the United States; second, Citigroup and JP Morgan Chase, energy speculators. The bigest energy hedge funds controlled by them; third level, the oil pricing process is happening behind closed doors of the trading halls of Goldman Sachs, Morgan Stanley, JP Morgan Chase, Citigroup companies.
London Futures Exchange ICE, daughter of the International Mercantile Exchange in Atlanta also presented in this market. We know that the Goldman Sachs is a founder of the ICE. Therefore, the bottom of oil prices should not be below the cost of shale gas production in the United States. Presumably we're talking about $50 a barrel.
- Could you tell us about much criticised the SPAIID practice? Given the second five year plan of industrialization begins, what do you think about its prospects?
- Last year we could manage to replicate the 1991 manufactory output figure. That's, sure, a good outcome of the SPAIID first five years plan practice. But what means something much more real just ahead of the USSR shutdown, manufactory share made up 31% of domestic GDP while nowadays only 10%. That supposes a deeper presence and pervasiveness of Dutch disease side effect. Only National fund is not enouth to escape it, there is a lack of measures supposed a powerful budget and tax policy etc.
Despite non-oil sector announced as a priority of the SPAIID at its first period of practice, we're still adhere to VAT returning from budget in favour of exractive exporters. We're so far ignoring oversee countries experience in
using this budget measure to promote export products with high added value. It sounds inadequate that some kazakhstan companies used to pay taxes lesser than the cost of VAT from budget for them.
Certainly there are some "gapping holes" and descrepances between goals and objectives among SPAIID, budget, tax and foreign economic policy. That means that a "conceptual" crisis exists.Speaking of the second five-year plan, the updated SPAIID for the 2015-2019 period presented last August, wherein it was described 14 sectors under the 6 unextractive industry branches.
I do believe that industrial branches and sectors have been selected regarldess of an appropriate analysis on premises and advanced opportunities.There is an inconsistency either between the state programs, or between the specific programs. Separately considered industries and sectors cause a cross-sectoral effect. Supposedly, there is not eligible understanding between industry experts and macroeconomists during the state planning processes. Some articulated strategic goals and objectives of manufacturing growth within the SPAIID lack neither consideration for solving of comprehensive economic problems in whole and nor any recommendation for making econometric analysis integral to the guiding theme of a coherent industrial policy. There has been a relative neglect of the subject of a phase based approach, of the role of sectoral interdependency, more specifically between extractive and manufacturing sectors and industries.
"Primary directions, ways to accomplish the objectives articulated in the Programme and the appropriate measures" lack any sign for the governmental part to observe requirements of industrialization stages. I'd like to say, depending on the stage of development, using of the same tools and techniques of economic policy might weaken the growth or negatively affect its quality.
- What do you think about efforts of banks to escape toxic loans by a very controversial ways to refinance them? Should we evaluate these ways rather illusional than reasonable?
- There is a dependency backwards between a pace of "toxic assets" and the GDP level. The Institute for Economic Policy made a research of data worldwide over the past 30 years. For example, while the peak of "toxic assets" in Chile reached 36%, GDP dropped to 16%; likewise +35% and -2% in Japan; + 35% and - 6,8% in South Korea; +33% and -13.1% in Indonesia; +19% and -6.2% in Mexico. Either way crude oil exporter nations (Indonesia, Mexico) affected by toxic assets side effect. Now let's look at the situation in our country. World Bank ranked Kazakhstan with its 31% at first place by volume of toxic loans in 2012-2013. This figure in Ireland was 18.7%, in Lithuania - 18%, in Greece - 17.2%, in Bulgaria - 16.9%.
In the I quarter of 2014 the total amount of toxic loans in Kazakhstan made up 4.5 trillion tenge, or 30 percent. In other words, critical level of "toxic assets" could damage GDP growth opportunity.
Every time in our history the effectiveness and timeliness of undartaken step and measures to respond monetary threatens and chalenges were very belated. Grigory Marchenko, former chairman of the National Bank, and financial and economic bloc of the Government of the 2009-2011 period are liable for that.
The real price of the errors and wrong solutions was big. Future generations would suffer from that. Also looks like we formed a corporatist state characterized by private profits and nationalization of losses. The latest decision on allocation of funds of the National Fund in favour of commercial banks - a step toward "nationalization of losses." In these circumstances, banks receive an "carte blanche" for further escalation of lending due to high interest rates. And the risk is small, anywhere and anytime, they will be spared by the state. Our National Bank has lowered the refinancing rate from 7.5% to 5.5% in 2012, but commercial banks no reacted (loans rate remained unchanged - more than 12.4% ). This means a low control over processes.